Если мы углубимся немного в историю, то «Википедия» пишет, а я думаю, что она права: «Товарные знаки существовали в древнем мире, еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран.
Позднее в употреблении находились около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали. Одна из первых торговых марок упакованных товаров — Vesuvinum (красное вино) — использовалась в Помпеях около 2000 лет тому назад. Название продукта образовано из латинских слов Vesuvius (Везувий) и vinum (вино). Сфера использования товарных знаков возросла в условиях процветающей торговли средних веков».
Свою фирменную подпись оставляли мастера ювелиры и оружейники, таким образом прославляя свои творения и конечно же мастерство, они клеймили товар или вырезали на нем имена, символы означающие принадлежность работы тому или иному мастеру, художники ставили подпись, торговцы специями и тканями, выжигали печати на мешках с товаром, а продавцы драгоценных камней продавали мастерство огранки и чистоту камней, прославляя страны в которых они были добыты и местных мастеров. В целом, можно сказать, что наша история маркировки, защиты и брендирования товара существовала еще столетия назад.
В нашей стране, согласно законодательству РК в качестве товарного знака могут быть зарегистрированы изобразительные, словесные, буквенные, цифровые, объемные и иные обозначения или их комбинации, позволяющие различать товары и услуги одних лиц от однородных товаров или услуг других лиц. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Список оснований, исключающих регистрацию товарного знака, и оснований для отказа в регистрации товарного знака указан в действующем законодательстве РК.
Для чего необходим товарный знак:
- Он определяет индивидуальность характеристик товаров и услуг одних производителей, от товаров и услуг других производителей, что помогает быть узнаваемым, создавая визуальные ориентиры и упрощая выбор для клиента.
- Фирменный товарный знак, позволяет понять потребителю происхождение товара, что дает ему уверенность и ассоциируется с одним конкретным производителем. Товарный знак является гарантией качества, а также всего, что вкладывается в процесс его создания от дизайна до технологии производства.
- Фирменный товарный знак является одним из важнейших элементов в системе рекламы и пиара компании, а также производимого ею продукта. Он должен ассоциироваться у клиента с чувством уверенности, вызывая ощущение правильности сделанного выбора.
Эти составляющие объеденяют в себе огромный пул работ, требует крупных финансовых вложений и затрат, которые должны работать на благо потребителя и удерживать производителя на лидирующих позициях в разных направлениях.