На сегодняшний день сфера интернет-торговли (ИТ) является едва ли ведущим «проводником» контрафактной продукции на российский рынок.
К такому выводу пришли участники заседания, прошедшего в Роскачестве, посвященного обсуждению вопросов выявления и борьбы с контрафактной продукции в системе электронной торговли. Данное мнение высказывали, в том числе представители Минпромторга, Союзлегпрома, руководители ведущих отраслевых компаний, компаний-интернет торговли, СМИ. Изыскиваются всё новые схемы продвижения подделок на внутренний рынок, подстраивания интернет трейдеров под известные бренды. Но реально потребителям поступают контрафактные изделия, реализуемые по низким ценам ввиду стагнирующего платежеспособного спроса в стране.
Елена Саратцева, замруководителя АНО «Российская система качества», обратила внимание на различные трудности в выявлении «интернет-контрафакта» и особенно - в удалении его с рынка, в том числе, на трудности нормативно-правового характера. Она привела пример, в этой связи, что «ранее выявленная крупная фирма, реализующая фальсификаты в РФ в сегменте ИТ по-прежнему это делает, ей выданы все разрешительные документы. По нашим оценкам, такого рода фирм множество на рынке. Потому требуется выработать систему правовых и других мер, позволяющую своевременно обнаруживать контрафакт в ИТ и предупреждать об этом потребителей».
Советник профильного отдела Роскачества Юрий Шабанов высказал более жесткие оценки ситуации. Он подчеркнул, что «ежегодный объем рынка «интернетного» контрафакта в стране превышает 100 млрд. руб. в год. «В Совфеде еще в прошлом году были предложения ИТ-Ассоциации и других экспертов о создании совместно с Роскомнадзором саморегулируемой организации со специализацией по выявлению и предотвращению контрафакта в сфере интернет-торговли. Но эти предложения пока не реализованы, ввиду различных изъянов и нестыковок в соответствующей правовой базе», - отметил Юрий Шабанов.
Он привел данные ассоциации «РусБренд», по которым 70% пользователей интернет-торговли не могут отличить подлинную продукцию от контрафакта. Чем и пользуются фирмы и провайдеры, продвигающие такие изделия.
По мнению президента Союзлегпрома Андрея Разбродина, борьба с незаконным оборотом продукции впрямую связана с маркировкой изделий, товарный реестр которой расширяется. Но систему маркировки требуется впрямую увязать с параметрами качества изделий. Как и с дееспособной системой прослеживаемости продукции – по всей ее производственной цепочке – в рамках ЕАЭС. Поскольку система контроля на его внутренних границах способствует, можно сказать, потокам фальсификата в РФ через другие страны Союза. Соответственно, как считают Андрей Разбродин и многие другие эксперты, востребовано создание подробного реестра производителей и поставщиков по всему Евразийскому союзу. Все эти меры, в совокупности, позволят снизить долю фальсификата и в интернет-торговле.
По итогам совещания, в ближайшее время Роскачеством будет согласован план совместной работы структур-участниц совещания с профильными госорганами по выявлению/предотвращению контрафакта в в данном торговом сегменте.