Владелец персонажа взыскал компенсацию с российского производителя
Владелец прав на свинку Пеппу — британская Entertainment One UK выиграла суд о взыскании 33 млн руб. за изображение похожей свинки на детских конструкторах одного из крупнейших российских производителей игрушек, компании «Симбат». Впервые столь крупные санкции применены к оптовой компании, тогда как раньше претензии обычно предъявляли к рознице в рамках небольших исков, говорят юристы. Другие иностранные правообладатели рады «сигналу о том, что в России можно эффективно защищать интеллектуальные права» и планируют активизироваться в этом направлении.
Арбитражный суд Москвы 20 декабря удовлетворил иск британской Entertainment One UK, владеющей правами на анимационного персонажа свинку Пеппу, о взыскании 32,9 млн руб. с российского производителя и дистрибутора игрушек «Симбат», рассказал “Ъ” гендиректор компании Semenov & Pevzner (представляет Entertainment One UK в суде) Роман Лукьянов. В картотеке решение пока не опубликовано, в пресс-службе суда его не комментируют.
Entertainment One UK утверждала, что «Симбат» не покупал лицензию на свинку Пеппу, хотя использовал в своих конструкторах, которые продавались на «Беру» (принадлежит «Яндекс.Маркету»), именно этого персонажа. Ответчик в суде утверждал, что это была другая свинка. В «Симбате» на запрос “Ъ” в среду не ответили, компания имеет право оспорить решение в последующих инстанциях.
По словам Романа Лукьянова, в качестве доказательств Entertainment One UK представила в суде сам конструктор, заключение эксперта и результаты опроса.
На моей памяти это крупнейшее взыскание из-за контрафакта для индустрии детских товаров, уж точно — для игрушек»,— уточнил он.
До сих пор за контрафакт чаще преследовались только конечные продавцы, в большинстве — индивидуальные предприниматели, теперь есть прецедент с крупным поставщиком-производителем, констатирует юрист.
Взыскание по иску Entertainment One UK может стать для иностранных правообладателей «сигналом о том, что в России можно эффективно защищать интеллектуальные права», считает представитель канадской Spin Master Ltd (владеет брендами «Щенячий патруль», Bakugan и др.) Юлианна Табастаева. Сейчас Россия для иностранных правообладателей — это «болевая точка», убытки от распространения контрафактных игрушек в стране оцениваются в миллиарды рублей, говорит она. По словам госпожи Табастаевой, Spin Master Ltd уже активизировалась в России по борьбе с контрафактом осенью 2019 года: в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области компания инициирует десятки рейдов по торговым точкам с контрафактом и планирует начать такую практику по всей России, возможны также судебные иски. «При этом производства в России мы пока не обнаружили, основное производство размещено в Китае, большинство контрафакта по "Щенячьему патрулю", Hatchimals, Bakugan, Banchems, Twisty Petz, он продается в интернете и на рынках»,— уточняет она.
«Раньше в рамках тысяч исков штрафовали только розницу, и это было в основном бессмысленно: розница зависела от оптовика, не сдавала его и не взыскивала с него убытки. Кроме того, если контрафактные игрушки перестанет продавать один розничный магазин, то всегда найдется другой»,— поясняет он. При этом с учетом оборота «Симбата» даже такая крупная компенсация «вряд ли его подкосит», полагает эксперт. Согласно Kartoteka.ru, выручка ООО «Симбат» за 2018 год составила 6,5 млрд руб., чистая прибыль — 62,5 млн руб.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4207361
Фото: https://zh.wikipedia.org/wiki/File:Peppa_Pig_and_George_in_Peppa_Pig_World_at_Paultons_Park.jpg