Казахстан

В данном разделе, мы предлагаем Вам ознакомиться с актуальными новостями в направлении борьбы с контрафактом, как на территории  Республики Казахстан, так и в  странах СНГ, а также с материалами из международных, открытых, новостных и специализированных  интернет ресурсов.  Мы предлагаем Вашему вниманию материалы, касающиеся методов и способов борьбы с контрафактом, случаев задержания и ликвидации контрафактных товаров, а также материалы, содержащие инструменты борьбы с контрафактной продукцией.

О чем ведут переговоры представители ретейла и новое министерство

Создание нового Министерства торговли и интеграции было ожидаемым в деловых кругах, однако вызвало полярные оценки в обществе - от воодушевления “государство нам поможет!” до скепсиса, мол, возрождается советская традиция регулирования всего и вся, включая магазины у дома. Что же на самом деле ждет страну и ее торговую сферу? О чем ведут переговоры представители ретейла и новое министерство, Time.kz расспросили Азамата Османова, председателя объединения юридических лиц “Союз торговых сетей РК” и одновременно председателя правления одной из крупнейших частных компаний страны - ведущего продуктового ретейлера Казахстана “Magnum”.


- Что думают ретейлеры по поводу создания профильного министерства?

- Ретейлеры на самом деле расходятся во мнениях на этот счет. Отчасти есть боязнь государственного регулирования: торговля до сих пор развивалась успешно во многом именно потому, что ее почти не регулировали. У нас появились игроки, способные конкурировать с зарубежными, в первую очередь российскими торговыми сетями. Я не могу полностью отрицать эти опасения, однако мое мнение: надо сейчас воспользоваться новыми возможностями. При правильном подходе мы можем пойти по пути Польши, Южной Кореи. Для кого-то это, может быть, звучит пафосно, но я действительно считаю термин “национальные чемпионы” применимым к ретейлу. Торговым сетям можно дать точечную, правильную государственную поддержку в виде эффективных инструментов, чтобы они двигали вперед большую часть несырьевой экономики.

Мы провели ряд консультаций с Министерством торговли и интеграции, встретились с его главой Бахытом СУЛТАНОВЫМ. У меня сложилось стойкое ощущение, что в министерстве настроены на результат. Есть понимание всех инструментов, терминологии, а главное - желание вопреки каким-то бюрократическим препонам помочь “национальным чемпионам” выйти на конкурентоспособный уровень как в части экспорта, так и в части услуг.

Мы даже вместе с Министерством торговли и интеграции согласовали новый термин: вместо “экспорта услуг” - “глобализация экономики частных компаний”. То есть речь идет о том, что мы можем казахстанский продукт, технологии, ноу-хау экспортировать, и это может учитываться государством как отечественный продукт, который можно и нужно поддерживать.

 

- А зачем торговым сетям государство и его поддержка? Они ведь и сами неплохо развиваются?

- Мы уже на том этапе зрелости, когда у государства есть четкое понимание, что только на сырьевом секторе выезжать в долгосрочной перспективе уже невозможно. Если зарегулировать нас, несырьевой бизнес, до невозможности и до неэффективности, это погубит всякие экономические перспективы. Речь сейчас не идет о каких-то отдельных бюджетах для поддержки отрасли или новых инструментах - все в рамках старых программ. Главное сейчас - направить их, государственные усилия, на поддерж­ку эффективных направлений. Мы все - крупные компании, у нас обороты на сотни миллионов долларов, нам есть что предоставлять в качестве гарантий. И мы можем работать и дальше сами. Но можем и в парт­нерстве с государством - тогда мы просто будем развиваться гораздо активнее. Если, например, у “Magnum” среднесрочные цели по развитию сейчас расписаны до 2023 года, то с применением инструментов, обсуждаемых сегодня, мы можем их достичь уже к 2021 году.

- У “Magnum” и так на начало года было 42 супермаркета, а сегодня уже 60. Зачем быстрее, что это даст государству?

- Во-первых, мы, развиваясь, вытесняем серый рынок, который практически не контролируется ни в какой сфере: там фактически не платят налоги, нет никаких гарантий качества, там продается контрафакт и контрабанда, там люди трудоустроены без договоров и не имеют никаких социальных гарантий. Сегодня в среднем доля серого рынка в сфере торговли в Казахстане 70%, это данные международных рейтинговых и консалтинговых структур. При том, что в соседней России, нашем партнере по ЕАЭС, уже наоборот - около 75% рынка занимает цивилизованная торговля. Обратите внимание: в Союзе торговых сетей РК спокойно сотрудничают на первый взгляд злейшие конкуренты - как в сфере торговли электроникой, так и в продуктовом ретейле - крупнейшие частные компании страны. На сегодняшний день действующие члены - “Mon Amie”, “АлмаСтор”, “Вкусмарт”, “Technodom Operator”, “Magnum Сash&Сarry”, “KEHMAPT”, “METPO Кэш энд Керри”. Другие крупнейшие игроки рынка ретейла на стадии вступления или обсуждают эту возможность. Потому что на самом деле сегодня у нас больше точек соприкосновения, чем конкурентной борьбы. Наш главный конкурент - черный и серый рынки, нам всем надо быть готовым к конкуренции с гораздо более зрелыми, опытными и большими торговыми сетями из России.

Во-вторых, более быстрое увеличение числа рабочих мест. Например, в “Magnum” работают в штате уже почти 10 тысяч человек, все зарплаты, социальные отчисления и прочее, естественно, “в белую”.

Ну и в-третьих: с развитием цивилизованной торговли государство получает возможность регулирования цен на социально значимые товары рыночными рычагами. Уже сейчас мы на опыте “Magnum” видим: в тех регионах, куда мы заходим, сразу же падают цены на эти товары в среднем на 15%. И для этого не нужны никакие экстренные распечатывания Нацфонда, бюджетные вливания и так далее. Мы просто снижаем цены за счет эффективности своего бизнеса, больших объемов поставок, современных отлаженных процессов, долгосрочных договоров с производителями и поставщиками и т. д.

- Вы сказали о предстоящей конкуренции отечественных торговых компаний с российскими. Но какая разница государству, кому принадлежит торговая сеть - главное, чтобы рабочие места создавала и налоги платила, так ведь? Не говоря уже о рядовых потребителях…

- Мы не против конкуренции, главное, чтобы она была честная. Учитывая, что объем экономики России в десять раз больше нашей, там, разумеется, и возможности больше для поддержки своих компаний. Это вопрос продовольственной безопасности. Российские торговые сети плотно завязаны на российских же производителей. Если возникнет доминирование на нашем рынке российских торговых сетей, многие наши производители просто останутся не у дел.

- Можно подробнее: как могут сотрудничать государство и торговые сети?

- Главное, что обсуждается с министерством, - это возможные совместные усилия по строительству оптово-распределительных центров (ОРЦ). Это должны быть логистические центры класса “А” с условиями для хранения и быст­рого распределения товаров - от электроники до скоропортящихся продуктов питания. Такие центры - своего рода сердце торговли и производства во всех развитых странах. Строительство такого объекта позволяет загрузить работой предприятия разных сфер в радиусе 300 километров, снизить логистические затраты, потери товаров во время транспортировки и в итоге серьезно снизить цены на рынке данного региона, обеспечить работой тысячи человек.

Есть уже подсчеты, которые гарантируют не просто возвратность, а суперприбыльность такого проекта для страны. На один вложенный тенге государству в течение трех лет вернется 30. Проект окупится за счет различных платежей - от прямых (в качестве арендной платы за эти центры от торговых сетей) до косвенных (в виде налоговых поступлений от всей цепочки). Это возможно сделать под гарантии торговых сетей, заключить с ними юридически обязывающие контрак­ты на аренду площадей на несколько лет. Причем строить эти ОРЦ можно и нужно не только в интересных для бизнеса регионах, на юге и западе Казахстана, где высокая покупательская способность, плотность населения, более развитая инфраструктура, но и, с учетом общегосударственных интересов, в менее развитых регионах - со временем там за счет этих центров и их мультипликативного эффекта экономика поднимется, возрастет плажеспособность населения. Мы готовы пойти на эти риски, рассчитывая стать там локомотивом и драйвером цивилизованной торговли.

И это далеко не все возможные инструменты государственной поддержки.

- Планы касаются только Казахстана?

- В данном случае я могу ответить только за компанию “Magnum”. Мы присматриваемся и оцениваем возможность выхода на соседние рынки по мере готовности масштабировать нашу бизнес-модель. Тут наши интересы также совпадают с государственными. Экспорт наших услуг и инноваций - это новый этап для страны, это намного более технологично, чем экспорт сырья, и кроме престижа дает еще и куда большую добавленную стоимость.

Нас не может не радовать такой настрой правительства и понимание важности использования эффективных мер и инструментов. Это тот случай, когда все в выигрыше. Кроме, разумеется, контра­бандистов, торговцев, укрывающихся от уплаты налогов, и любителей осваивать госпрограммы с заведомо нереализуемыми целями, заканчивающиеся часто уголовными делами и хищением бюджетных средств.

Источник: https://www.zakon.kz/4981088-kazahstanskie-reteylery-obedinilis-radi.html 

Фото: https://www.pexels.com

 

 

Добавить комментарий