Казахстан

В данном разделе, мы предлагаем Вам ознакомиться с актуальными новостями в направлении борьбы с контрафактом, как на территории  Республики Казахстан, так и в  странах СНГ, а также с материалами из международных, открытых, новостных и специализированных  интернет ресурсов.  Мы предлагаем Вашему вниманию материалы, касающиеся методов и способов борьбы с контрафактом, случаев задержания и ликвидации контрафактных товаров, а также материалы, содержащие инструменты борьбы с контрафактной продукцией.

Предприниматели Шымкента сетуют на сложности ведения бизнеса, связанные с поступлением на местный потребительский рынок огромного объема контрафактного ширпотреба, конкурировать с которым очень непросто.

Директор одной из шымкентских носочных фабрик много лет подряд обивал пороги всевозможных госорганов, обращался к журналистам, пытаясь привлечь внимание к важной проблеме, касающейся сбыта отечественной продукции. Дело в том, что носки, выпускаемые его фабрикой, плохо продавались. А ведь их качество было отменным, проверенным временем.

Несмотря на это, потребители предпочитали покупать на базаре носки из синтетической нити жидкой вязки, на которых уже через неделю красовались дыры. «Зато дешевые», – утешались покупатели, «голосуя» кровными за изделия неизвестного происхождения и сомнительного качества.

Директору предприятия ничего не оставалось, как сокращать объемы производства, «консервировать» один за другим оказавшиеся не у дел станки, отправлять в отпуск без содержания прядильщиц и вязальщиц.

Но еще теплилась надежда: массовый потребитель все же осознает ошибку, сделает правильный выбор, и местная фабрика снова заработает на полную мощность.

В палате предпринимателей Шымкента, где взялись разоб­раться в ситуации, утверждают: проблема контрафакта на вещевых рынках и в торговой сети города не теряет остроты. От субъектов предпринимательства, занятых в сфере выпуска отечественных товаров, стали все чаще поступать письменные и устные обращения, в которых они просят помочь в решении вопросов, связанных с экспортом казахстанской продукции в Узбекистан и контрафакта, ­поступающего к нам в республику из этой страны.

То, что проблема существует, подтверждает анализ, сделанный на основе официальных статис­тических данных. К примеру, в 2018 году, по информации Комитета государственных доходов МФ РК, импорт из Узбекистана в Казахстан составил 844,3 млн долларов. В то же время, по данным Государственного комитета РУ по статистике, экспорт из их республики в РК достиг 1 354,9 млн долларов. Расхож­дение между показателями сос­тавляет 510,1 млн долларов. Это тот объем, который был экспортирован от соседей, но в нашей стране официально не зафиксирован. И это только за прошлый год.

Если, к примеру, посмотреть за последние 10 лет, то ежегодная сумма такого расхождения сос­тавляет в среднем 679 млн долларов. Минимальной она была в 2009 году – 174,4 млн долларов.

Пик «серого» импорта приходится на 2014 год, когда, по официальным данным таможенных служб РУ, экспорт из Узбекистана в Казахстан составил 2 427,6 млн долларов, а, по данным таможенных органов РК, импорт из Узбекистана в РК равнялся 1 017,7 млн долларов. По пути, при пересечении границы «потери» вылились в колоссальную сумму – 1 409,9 млн долларов.

Следует отметить, что за 2018 год на Шымкент и Туркес­танскую область приходится более 40% всего импорта из Узбекистана в Казахстан. В денежном выражении это составляет 356,5 млн долларов.

Чтобы понять, откуда берется «серый» импорт, специалисты РПП специально отправились на таможенный пост «Жибек Жолы» и в Ташкент, решив примерить на себя роль тайного покупателя. И узнали много интересного о приграничной торговле.

– Границу товар пересекает по следующей схеме: машины с грузами, предназначенными для поставки в нашу страну, разгружаются на узбекской стороне, – делится увиденным директор Шымкентского филиала палаты предпринимателей «Атамекен» Нурлан Кабиштаев. – И тут к делу подключается команда носильщиков. На тележках они перевозят товар как ручную кладь через границу. Там мелкие партии собираются воедино, загружаются в машины с казахстанскими номерами. Между посредниками даже распределен сегмент товаров по отраслям. Приграничные службы Узбекистана не препятствуют такому пропуску «экспортируемых товаров».

Кроме того, специалисты РПП установили, что процесс неофициального ввоза товаров в РК происходит в вечернее и утреннее время. Услуга составляет ориентировочно 0,65 цента за 1 кг, что соответствует примерно 250 тенге. По официальному тарифу необходимо оплатить в 2–3 раза дороже в зависимости от стоимости товара, таможенных пошлин и НДС.

Посредники могут перевезти неограниченное количество товара с доставкой до пункта назначения по всему Казах­стану, снабдив партию соответствующими документами. Они оформляются на территории автостанции села Капланбек Сарыагашского района Туркестанской области. По этой схеме «экспортируют» текстильные и кондитерские изделия, товары народного пот­ребления, сухофрукты, стройматериалы.

К примеру, по данным учредителей ТОО «Алтын адам тігін фабрикасы», занимающейся пошивом отечественной одежды, в Казахстан из Узбекистана в день нелегально завозится до 10 тыс. штук костюмов. Часть продукции следует в Россию, а часть продается на территории нашей страны.

Средняя стоимость изделия составляет 30 долларов, или 11,5 тыс. тенге. То есть годовой оборот только нелегально ввезенных костюмов равняется более 100 млн долларов. Согласно официальным данным КГД МФ РК, за 2018 год в Казахстан из Узбекистана завезено до 8,5 млн штук мужских и женских кос­тюмов, брюк и юбок на сумму 1,86 млн долларов.

Для сравнения: годовой объем продаж ТОО «Алтын адам тігін фабрикасы» в среднем составляет 20 тыс. костюмов. И это при том, что мощности предприятия позволяют выпускать 120 тыс. штук ежегодно.

Не здесь ли следует искать ответ на вопрос о том, почему многие швейные предприятия республики не в состоянии выдерживать конкуренцию с продукцией легкой промышленности соседей, нелегально попадающей на наши прилавки?

Как тут ни вспомнить ту самую носочную фабрику, руководство которой вынуждено было в итоге распродать бездействую­щие станки. Не выдерживают такой «конкуренции» и швейники, предпочитая передавать швейные заказы на аутсорсинг предприятиям из Узбекистана, лишь бы удержаться на рынке.

Эта устоявшаяся тенденция уже привела к увеличению швейных предприятий в Узбекистане в 2 раза. Аналогичная ситуация складывается и в отрасли кондитерских изделий. Такой расклад неизбежно ведет к снижению производства продукции отечественными товаропроизводителями, сокращению рабочих мест, уменьшению налоговых поступлений в бюджет и прочим негативным последствиям.

В денежном выражении экс­порт из Казахстана в соседнюю страну и импорт из Узбекистана находятся примерно на одном уровне. Разница между статис­тическими данными в среднем за 10 лет составляет 102,9 млн долларов. Но если в прошлом году «серый» импорт из РУ фактичес­ки удвоился, то вся продукция из РК в соседнюю республику завозится исключительно официальным путем.

– Сегодня рынок Узбекистана остается одним из приоритетных направлений сбыта товаров для товаропроизводителей Шымкента и Туркестанской области, – считает Нурлан Кабиштаев. – Однако при экспорте товаров казахстанские предприниматели, кроме прохождения официальных процедур, сталкиваются с различными нетарифными и административными барьерами. Это нерегламентированные проверки, длительный процесс растаможки, детальный досмотр товаров...

К примеру, ТОО «Триумф ММС» при экспорте в Узбекистан ПВХ-профилей обязано оплачивать 15% НДС, 10% – акцизный налог и в случае отсутствия сертификата СТ-1 – 10% таможенной пошлины. В то же время при аналогичном импорте товаров из РУ в РК оплачивается только 12% НДС.

Более того, при экспорте товаров в Узбекистан данная компания подверглась детальному и длительному досмотру ПВХ-профилей. Сотрудники узбекской таможни вскрывали каждую пачку, нанося ущерб товарному виду продукции. Процесс растамаживания продлился почти 3 недели, срывая сроки поставки.

К тому же компании пришлось заплатить немалую сумму за услуги хранения в СВХ. В итоге казахстанская продукция оказалась неконкурентоспособной по цене с местной. После всех этих злоключений руководство ТОО «Триумф ММС» потеряло всякий интерес к экспорту своей продукции в Узбекистан.

В то же время, согласно статис­тике, в 2018 году в Казахстан из Узбекистана завезено ПВХ-профилей на сумму 2,2 млн долларов, в том числе на 1,5 млн долларов, или 65% от общего объема было продано в Туркес­танской области и Шымкенте. Из Казахстана же в Узбекистан экспортировано ПВХ-профилей на 0,1 млн долларов.

С подобной ситуацией сталкиваются и казахстанские фермеры, поставляющие в Узбекистан фрукты. Процесс оформления акта карантинного досмотра и импорт­но-карантинного разрешения длится порой до трех месяцев.

– Отечественные товаропроизводители при экспорте товаров вынуждены оплачивать акцизные налоги на подакцизные товары, что также приводит к их удорожанию, и рынок Узбекистана становится для наших предпринимателей непривлекательным, – акцентирует внимание еще на одной проблеме, требующей решения, Нурлан Кабиштаев. – К примеру, минеральные и газированные напитки, ковровые изделия облагаются акцизными налогами от 15 до 25% от таможенной стоимости товара. А вот при их ввозе на территорию Казах­стана данная мера не применяется. Такой расклад приводит к неравной конкуренции. Она только усилится, учитывая, что с 1 января 2020 года увеличиваются ставки таможенных пошлин и акцизных налогов на ряд товаров, ввозимых в Узбекистан.

АВТОР:
Любовь Доброта
4 Декабря 2019
 
 

Добавить комментарий