Казахстан

В данном разделе, мы предлагаем Вам ознакомиться с актуальными новостями в направлении борьбы с контрафактом, как на территории  Республики Казахстан, так и в  странах СНГ, а также с материалами из международных, открытых, новостных и специализированных  интернет ресурсов.  Мы предлагаем Вашему вниманию материалы, касающиеся методов и способов борьбы с контрафактом, случаев задержания и ликвидации контрафактных товаров, а также материалы, содержащие инструменты борьбы с контрафактной продукцией.

Проблема контрафакта характерна для большинства стран Евразийского Союза. Контрафактной принято считать продукцию, выпущенную без налогов и способную нанести существенный урон здоровью граждан. В соответствии с законодательством Республики Казахстан о торговых марках, любой продукт, реализующийся на территории страны посредством магазинов, должен иметь соответствующие сертификаты качества. Но что делать в том случае, если на упаковке продукта отсутствует описание на казахском или русском языках? Можно ли считать этот случай нарушением закона о маркировке? 
На специальной сессии, посвященной контрафакту, в рамках Мир Торговли 2019 представитель Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Нурлыбек Муканов подчеркнул, что в Казахстане есть органы, которые должны следить за качеством продукции, а также выразил сомнение относительно того, могут ли считаться поставщики – распространителями контрафакта.
Учредитель торговой сети «INMART» Андрей Подданец высказал мнение относительно одного из самых главных вопросов дискуссии «Кто несет ответственность? «Ритейлеры в данном случае защищены договором, в котором четко прописываются моменты, когда товар не соответствует ГОСТам и другим требованиям. В этом случае ответственность за товар несет поставщик ».
Поддержал дискуссию заместитель генерального директора ТД «Бахус Сауда» Бахус Казахстан Andrey Ganzha, отметив, что поставщики, ритейлеры и производители несут ответственность за товар в равной степени. «Когда вы приобретаете продукцию и понимаете, что перед вами подделка или некачественный товар, то попробуйте написать заявление. Его у вас не примут, потому что не определен размер ущерба. Если сумму ущерба определить невозможно, в уголовном порядке дело не возбуждается. В административно-правовом порядке решить вопрос возможно. Тяжесть доказательства ложится на плечи того, кто заявил», - считает эксперт.
В ходе обсуждения, в пример привели запуск прошлогоднего пилотного проекта по меховым изделиям. Согласно этому проекту, любой товар без соответствующей маркировки признавался контрафактным. По результатам пилотного проекта, налоги на такие изделия выросли в три-четыре раза. Парламент рассматривает распространение подобной практики на все категории товаров. В таком случае момент контрафакта был бы исключен. Для реализации проекта по борьбе с контрафактом будет создана информационная база, в которой вся продукция, вплоть до единицы, ставится на учет с соответствующей маркировкой.
Опытом регулирования продукции с ненадлежащим качеством поделилась руководитель отдела ФРОВ торговых сетей Бахетле «Бахетле» и «Добрянка» Галина Малафеева, объяснив, что в России вопросом регулирования занимается Роспотребнадзор: «Представитель изучает накладную и качественные документы. Название и маркировка должны совпадать везде. Если какой-то из пунктов не совпадает, представитель Роспотребнадзора имеет право посчитать эту продукцию контрафактом и изъять ее».
К беседе подключился основатель компании Lemonadoff Абдулазиз Эрметов: «Взгляните на российский опыт. Там этот вопрос регулируется Роспотребнадзором и Россельхознадзором. В передвижной лаборатории можно проверить товар в соответствии с внутренним регламентом. Почему такой же опыт не применить и у нас в стране? Фитосанитария у нас есть, Министерства тоже функционируют, работает ветеринарный контроль, но передвижной лаборатории нет». Эксперт отметил, что в Казахстан привозится большое количество продукции, содержащей метанол и привел пример отравления боярышником в Иркутске, в составе которого был обнаружен этот яд. Тогда пострадало 123 человека, а 78 человек погибло из-за отравления. Обращаться в СЭС достаточно сложно. Летом идет проверка незамерзающей жидкости для машин, в то время как на полках ее не нет. Когда наступает сезон, никто этим не занимается, потому что весь бюджет уже отработан. Кроме того, оборудование приобретено государством за огромные деньги, а специалистов, которые могут работать на нем или проверить содержание метанола в продукции, просто нет. В Казахстане всего две-три лаборатории способны определить наличие яда. Ситуация доходит до абсурда».
С вопросом о регулярных проверках продукции в лабораториях обратилась заместитель директора по вопросам развития Green Eco Гея Островская. «Мы второй год поднимаем этот вопрос. Каждый год в конвенте принимают участие представители Минсельхоза, предприниматели. Мы говорим о большом рынке нелегальной зелени, которая поступает в летний сезон из Узбекистана. Она не проходит ни один фитосанитарный контроль, не облагается налогами и продается на рынке по 50 тенге за пучок. Мы же полностью оплачиваем налоги, проверки фитосанитарного контроля. Так как наше производство находится в Алматинской области, нам приходится оплачивать областной контроль, ведь мы реализуем продукцию в Алматы и Астане. Продукция проходит проверку каждые десять дней в лабораториях. До этого у нас была возможность как у конвейерного производства делать проверку на партию, то теперь нас уведомили о необходимости проведения проверки при каждой отгрузке, то есть, каждый день».
В ходе дискуссии представители различных структур высказали мнение о том, какие факторы влияют на появление контрафактной продукции на казахстанских прилавках. Разговор получился эмоциональный, но и результативный. Отечественные производители были услышаны проверяющими органами, а представители власти ознакомлены с мнением ритейлеров и поставщиков продукции. Теперь действия всех участвующих сторон будут направлены на улучшение качества продукции, а возможные источники появления контрафакта максимально предотвращены.

Добавить комментарий