Об этом на пресс-конференции заявили врач и глава национальной ассоциации «Денсаулык» и руководитель национальной Лиги потребителей Светлана Романовская,как сообщает портал 365info.kz.
По словам Романовской, в Лигу потребителей за последние 2 месяца обратились больше тысячи человек с жалобами на качество продовольственных товаров и кормов для животных, заказанных онлайн через доставку. Подавляющее большинство жалоб на то, что эти товары просрочены, не соответствует вес, либо службы доставки берут деньги, потом не доставляет эту продукцию.
Кроме того, по словам Романовской, очень много жалоб по товарам, которые можно идентифицировать как одежду.
«Это совсем не одежда. Потому что тот материал, из которого она изготовлена, его нельзя применять, и он наносит вред, вызывает аллергию, потливость. Это вот новое что-то, чего у нас не было в Казахстане. То есть, человек приходит просто и говорит — вроде красивые вещи, но я себя очень плохо в них чувствую. В итоге оказывается, вот такие проблемы», — сказала Романовская.
Также жалобы поступают на качество приобретаемой техники.
«Национальная Лига потребителей за два месяца за некачественные товары услуги потребителем вернула около 800 миллионов тенге. Это не весь товарооборот Казахстана, а только за некачественный товар или услуги», — констатировала Романовская.
Контрафакт рядом
Отдельное беспокойство общественников вызывает свободный доступ на прилавки контрафактной продукции.
«На рынке есть продукция, которая проходит мимо надзора государственных органов. Это лекарственные средства из Китая, которые продаются не в аптеках, а в китайских лавках, торговых центрах, интернет-магазинах и базарах. В каждом городе Казахстана есть десятки точек продаж подобной продукции. На одном из популярных рынков есть четыре торговые точки по продаже китайских лекарственных средств, а на других более крупных рынках в оптовые дни там появляются от 5 до 10 мобильных торговых точек. Но проблема состоит в том, что установить качество и безопасность попавших в страну нелегальным путем препаратов невозможно, поскольку потребитель не может напрямую обратиться в специализированные лаборатории и органы СЭС, так как, согласно действующим правилам, госорган может отреагировать только по факту отравления или побочных действий препарата. Для этого потребитель должен обратиться в больницу и получить «желтую карточку», — сказала Романовская.
В ходе мониторинга общественники нашли на базарах напитки и конфеты, имитирующие известные бренды, никотинсодержащие изделия, поддельный алкоголь, и БАДы, не зарегистрированные в Казахстане.
«Сегодня рынок Казахстана наводнен некачественными, а порой и опасный для здоровья товарами. Как правило это контрафактная продукция. На фоне роста цен на продукты и товары, включая как продукты питания, так и товары повседневного потребления, наблюдается рост спроса на такую продукцию из-за низкой цены. Помимо вреда здоровью населения, контрафактная продукция наносит колоссальный ущерб экономике страны. По данным Национальной палаты предпринимателей Казахстана, в период с 2018 по 2021 годы в страну было завезено контрафактной продукции на 30 миллиардов тенге. И этот объем увеличивается ежегодно на 10%», — заявила Бахыт Туменова.