Казахстан

В данном разделе, мы предлагаем Вам ознакомиться с актуальными новостями в направлении борьбы с контрафактом, как на территории  Республики Казахстан, так и в  странах СНГ, а также с материалами из международных, открытых, новостных и специализированных  интернет ресурсов.  Мы предлагаем Вашему вниманию материалы, касающиеся методов и способов борьбы с контрафактом, случаев задержания и ликвидации контрафактных товаров, а также материалы, содержащие инструменты борьбы с контрафактной продукцией.

Эти костюмчики вполне могли бы пополнить гардероб местных модников. И фасон хорош, и цвет что надо, а бренд и вовсе песня – «Адидас»… Впрочем, именно в этом и заключалась вся беда. Известный логотип был нанесен на вещи незаконно, что и установили сотрудники органов юстиции. В итоге товар был уничтожен на свалке, а продавец – по-крупному оштрафован.

Проверка была проведена в одном из торговых домов Петропавловска. Как известно, действовать по собственной инициативе госорганам запрещает закон. В данном случае поводом для прихода проверяющих послужило заявление правообладателя товарного знака, который и назвал конкретную торговую точку. Сотрудники городского управления и областного департамента юстиции отправились по указанному адресу и действительно выявили 20 спортивных костюмов с фирменным, но, увы, незаконно нанесенным рисунком…

 

По словам владельца бутика, эту спортивную одежду он закупил в Турции. С контрафактным товаром, причем его отнюдь не назовешь дешевым – комплект стоит около 19 тыс. тенге – предпринимателю пришлось распрощаться.

– Товары, а именно спортивные костюмы «Адидас» в количестве 20 штук, были изъяты. По данному факту составлен протокол об административном правонарушении по статье 158 Кодекса «Об административных правонарушениях». Материал был направлен в суд, который 2 мая вынес решение о привлечении коммерсанта к ответственнос­ти в виде штрафа, – сообщила руководитель отдела по правам интеллектуальной собственности департамента юстиции по Северо-Казахстанской области Мария Томас.

Разумеется, это не единичный случай, но в то же время говорить о массовом выявлении контрафакта в торговых точках не приходится. А ведь, по сути, рынок завален такой продукцией, и покупатели в большинстве своем отлично понимают: то, что продавцы выдают за оригинал, всего лишь качественная подделка.

В связи с этим хочется упомянуть об интересном опыте, который существует в некоторых европейских странах. Например, в Италии с 2005 года действует административное наказание по отношению к покупателям контрафактной продукции. В данной стране средний штраф за подобное правонарушение составляет до 10 тыс. евро. При этом были прецеденты, когда туристов и граждан государства штрафовали на несколько тысяч евро за покупку на улице с рук дешевых поддельных сумок или солнцезащитных очков.

Во Франции предусмотрена ответственность для лиц, которые приобрели за границей для личного пользования и ввезли на территорию страны контрафактную продукцию. В случае выявления таких товаров на таможне виновным грозят как минимум конфискация и штраф, рассчитываемый исходя из стоимости подлинных вещей. Изъятию могут подлежать даже вещи, которые находятся непосредственно на задержанных гражданах. В худшем случае лицам, уличенным во ввозе контрафакта, может грозить заключение под стражу сроком до трех лет.

Но что европейцу плохо, то нашим людям хорошо. И никто никуда жаловаться не бежит. Для наших покупателей, пришедших в магазин, что главное? Цена и качество товара. А интересы правообладателя, о существовании которого они, может быть, даже и не подозревают, вообще никого не заботят. Костюм хороший, сшит аккуратно, смотрится прилично, цена устраивает – значит надо брать!

Такая ситуация наблюдается повсюду, вне зависимости от «солидности» торговой точки: на рынках, оптовках, в магазинах с дешевым китайским ширпотребом и крупных моллах. Есть, конечно, нюансы. На рынке больше откровенной халтуры, грубой подделки, как говорится, дешево и сердито. А в торговых центрах, бутиках и салонах одежды тот же Пекин и Турция, но чуть ближе к оригиналу по исполнению и гораздо ближе к нему по цене. Однако и первые, и вторые в большинстве своем продают под видом «фирменного» товар, на который отсутствует лицензионный договор с правообладателем. А это уже нарушение закона.

Здесь, кстати, стоит сказать и об еще одной категории товаров, так называемых репликах. В Петропавловске есть немало бутиков, где по космическим для среднестатистического горожанина ценам продаются одежда, обувь, очки, сумки, часы, посуда, один в один повторяющие продукцию мировых брендов. Еще больше таких предложений в интернет-магазинах.

Как разъясняют специалисты фэшн-индустрии, люксовые копии выпускаются с официального разрешения правообладателей бренда. Крупные производители легально приобретают чертежи и лекала оригинальных продуктов от известных дизайнеров. Но это делается после того, как прошли сезонные показы, и большая часть коллекции уже распродана.

При покупке чертежей обсуж­дается материал, расцветка, фурнитура и многое другое. Важный момент: реплики никогда не выдаются за оригинал и сразу позиционируются как качественная копия. Это ответ рынка на спрос людей, которым очень хочется иметь вещь от известного дизайнера, но при этом нет возможности переплачивать в несколько раз только за бренд компании. Кто-то может называть погоню за такими копиями тщеславием, самообманом и еще как угодно, но с точки зрения закона здесь нарушения нет.

– В наши функции входит проведение проверок юридических и физических субъектов на предмет соблюдения действующего законодательства в сфере интеллектуальной собственности, – поясняет Мария Томас. – Основными законодательными актами в этом направлении являются Гражданский кодекс РК, Кодекс об административных правонарушениях и Закон РК от 26 июля 1999 года «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Сегодня по статистике каждый человек ежедневно сталкивается с тремя тысячами товарных знаков. Их мы видим по телевизору, в Интернете, не говоря уже о прилавках магазинов... Они становятся неотъемлемой частью предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Товарный знак – это обозначение, зарегистрированное в соответствии с законом или охраняемое без регистрации в силу международных договоров, в которых участвует Казахстан, служащее для отличия товаров (услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических или физических лиц. Правообладатель товарного знака имеет исключительное право на использование и распоряжение принадлежащим ему знаком.

– Именно к нам обращаются представители правообладателей за защитой своих интересов. Мы в свою очередь после рассмотрения заявления выходим на проверки и в случае выявления нарушений проводим изъятие контрафакта, составляем административный материал в отношении нарушителей и направляем материалы в суд, – подчеркнула Мария Томас.

Специалисты подчеркивают: использованием товарного знака считается любое его введение в оборот. То есть это может быть как изготовление, так и ввоз, хранение, предложение к продаже, продажа товара, обозначенного этим знаком, а также использование в вывесках, рек­ламе, печатной продукции или иной деловой документации. При нарушении любого из этих пунктов правообладатель может требовать привлечения к ответственности нарушителя. Значит, быть наказанными рискуют не только производитель «левой» продукции, но и поставщик, посредник, перевозчик, продавец.

По логике, первым в этом списке должен нести ответственность производитель. Но в реальности чаще всего «отдувается» за него самое крайнее звено в этой цепочке – продавец. Представителям правообладателей на местах легче наказать местных же торговцев, нежели разбираться с фирмами, штампующими «бренд» за границей. Как это и произошло в описанном нами случае с «адидасовскими» спортивными костюмами.

Честно говоря, есть в этом некая доля несправедливости, так как пострадать могут и добросовестные предприниматели, которые никого не собирались обманывать, но из-за незнания законов оказались в правовой ловушке. Это признают и специалисты.

– Может быть и так. Предприниматель приобретает партию товара для последующей продажи на законных основаниях, со всеми необходимыми документами. Поставщик либо производитель обязан уведомить его об использовании товарного знака другой марки и продемонстрировать соответствующее разрешение (лицензионный договор), заверенное правообладателем. Но, конечно же, этого не происходит. А расплачиваются за такую коммерцию в итоге предприниматели, у которых конфискуется весь контрафактный товар с уплатой солидного штрафа, – говорит руководитель отдела по правам интеллектуальной собственности областного департамента юстиции Мария Томас. – Статьей 158 КоАП РК за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара или сходных с ним до степени смешения обозначений для однородных товаров или услуг, а также незаконное использование чужого фирменного наименования предусмотрены штрафы. В частности, для физических лиц в размере 30, субъектов малого предпринимательства – в размере 40, среднего предпринимательства – в размере 50, для субъектов крупного предпринимательства – в размере 100 МРП, с конфискацией и уничтожением контрафакта.

Есть и еще один нюанс: даже самая качественная вещь, соответствующая всем характеристикам оригинала и снабженная известным логотипом, то есть, собственно, сам оригинал, может быть признана контрафактом, если на нее нет лицензионного договора. Покупателю, конечно, до этого и дела нет, а вот продавец, а точнее предприниматель, сбывающий фирменную продукцию, должен об этом знать. Такие случаи – конечно, если сами правообладатели дадут знать об этом – тоже выявляются во время проверок, хотя и гораздо реже.

– Работа департамента юстиции направлена на уменьшение количества контрафактной продукции, но хочется подчеркнуть, что наша цель – не наказывать, а помогать предпринимателям, предостерегая их от нарушения закона, – отмечает Мария Томас. – Мы также ведем совместную работу с представителями правообладателей интеллектуальной собственности, в том числе с АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLоC». В последнее время наблюдается увеличение числа представителей правообладателей, с которыми мы сотрудничаем по защите их прав. В 2018 году в адрес департамента юстиции поступали заявления о нарушении прав на товарные знаки и наименования от представителей ИКЕА, Fairy, NADLoC, СтарЛайн, Beats, Apple, в нынешнем году к ним добавились Adidas и Reebok.

За 2018 год департаментом юстиции по Северо-Казахстанской области проведено 12 проверок в сфере интеллектуальной собственности. По их результатам возбуждено 12 административных дел, изъято 156 единиц контрафактной продукции на общую сумму 406 тыс. тенге.

К административной ответственности по ст. 158 КоАП привлечены 12 бизнесменов. Сумма штрафов в их отношении составила 822 510 тенге. С начала текущего года состоялось пять проверок, изъята 41 единица «левого» товара на сумму 790 500 тенге.

АВТОР:
Назгуль Испанова, Северо-Казахстанская область
09:28, 23 Мая 2019

 

 

Добавить комментарий