Одним из каналов активного распространения нелегального ПО являются государственные закупки и тендеры, основанные на принципах предложения минимальной цены в торгах. Недобросовестные участники, за счет низкой себестоимости нелегального ПО, могут предложить более низкие цены, тем самым демпингуя других участников аукционов. Одна из основных целей организаторов закупки — это экономия бюджетных средств, как в коммерческих, так и государственных структурах. Соответственно, решение чаще всего принимается в пользу самого дешевого предложения от компаний, допущенных к торгам.
На практике встречались такие примеры, в которых мошенники предлагали контрафактное ПО в формате, в котором оригинальный продукт продаваться не может. К примеру, коробочные лицензии на которых были изображены логотип компании и продукта, наименование ПО, инструкция на нескольких языках, поддельные «знаки качества», такие как голограммы, наклейки и прочие. Внешний вид продукта не вызывал сомнений, поэтому продукт был приобретен и введен в эксплуатацию. Только через определенное время стало понятно, что на самом деле это подделка, так как все сопутствующие сервисы и обновления были недоступны. После проведения экспертизы выяснялось, что данное ПО не продается в формате «коробочного» предложения и не могло быть поставлено никем из официальных реселлеров. При этом ключ активации, который был указан в данном поддельном продукте, был украден у реального владельца в другой стране.
В век развития цифровых технологий ПО является одной из основных частей в формировании рабочего процесса компании. Пиратский рынок предлагает большое количество контрафактных, взломанных программ, которые не только не работают в полной мере, но и имеют «дыры». Через такие «дыры» хакеры получают доступ к данным компании и ее рабочим процессам, что ставит под удар всю деятельность компании.
Правовая ответственность для участников государственных закупок, поставляющих нелегальное ПО.
Данное правонарушение классифицируется как «предоставление недостоверных сведений» со стороны поставщика-участника государственных закупок. В случае если вина поставщика будет доказана, то данный поставщик включается в реестр «недобросовестных участников государственных закупок».
Пункт 1 Статьи 11 Закона «О государственных закупках» Республики Казахстан:
«Потенциальные поставщики или поставщики, предоставившие недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение, включаются в реестр недобросовестных участников государственных закупок в порядке, установленном настоящим Законом.»
Однако важно также помнить, что достоверность информации, предоставляемой потенциальным поставщиком, может быть установлена заказчиком (Пункт 2 Статьи 11 Закона). Поэтому важно правильно составить техническую спецификацию ПО во время проведения тендера или государственных закупок. Точное понимание спецификации и подтверждающих оригинальность ПО документов является одним из гарантов защиты от риска приобретения нелегального ПО. Данную информацию можно получить, обратившись к официальным дистрибьюторам, указанным на сайте компании Microsoft, либо же на сайт проекта Report Kontrafakt - https://kontrafakt.kz/.
Заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок. Реестр недобросовестных участников государственных закупок, формируется на основании решений судов, вступивших в законную силу.
Поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.
Признание компании недобросовестным участником государственных закупок, помимо непосредственного недопущения к участию в государственных закупках, влечет за собой большие репутационные риски. Компании часто проверяют своих потенциальных поставщиков на благонадежность. Присутствие в таком реестре может стать веским основанием для отказа в сотрудничестве с такой компанией.
Мошенничество в сфере государственных закупок посредством поставки нелегального ПО.
Поставка нелегального ПО по итогам государственных закупок может быть сопряжена с обманными или мошенническими действиями. Каждый случай является уникальным и требует отдельного разбирательства. Отметим, что такие признаки общественно опасного деяния, как хищение чужого имущества (в данном случае денежных средств), произведенное путем обмана (предоставление недостоверной информации и поставка нелегального ПО через площадку государственных закупок), могут быть квалифицированы по Статье 190 УК РК «Мошенничество».
Мошенничество совершенное в сфере государственных закупок наказывается штрафом в размере до 4 000 МРП (в 2019 г. МРП равен 2 525 тенге) либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Уголовная ответственность за использование и распространение нелегального ПО.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» правонарушением является не только распространение (продажа) охраняемых объектов, но также другие виды их использования – изготовление, воспроизведение, прокат, хранение нелицензионного программного обеспечения.
С 2015 года нарушение авторских прав влечёт за собой уголовную ответственность (Статья 198 УК РК). По этой статье нарушитель может наказываться штрафом в размере от 100 до 5 000 МРП в зависимости от степени тяжести. Суд также может приговорить виновного к общественным работам на срок до 120 часов. Если в результате преступления был причинён значительный ущерб, наказание ужесточается – общественные работы до 240 часов или арест на 75 суток.
Компания ComPortal, официальный дистрибьютор программного обеспечения Microsoft, приводит данную информацию с целью информирования заказчиков и поставщиков. Если у вас возникают другие вопросы, вы можете направлять их по адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. и мы постараемся помочь вам.
При покупке программного обеспечения мы всегда рекомендуем пользователям и реселлерам обращать внимание на репутацию поставщика и запрашивать дополнительные подтверждения легального происхождения поставляемого ПО.