В последние годы перспективной становится сфера электронной коммерции и услуг, но что может мешать его развитию в Узбекистане? Почему недавно из Навои в Ташкент была оперативно перенесена таможенная обработка курьерских грузов?
Ответы на эти и многие другие вопросы удалось получить после небольшого расследования, посетив таможенный пост, где была временно приостановлена обработка международных курьерских отправлений (МКО) в аэропорту «Навои», а также таможенный пост «Главпочтамт» ВЭД, расположенный на технологическом складе «CPT-pochta» вблизи ташкентского международного аэропорта.
Как известно, наряду с пассажирскими перевозками воздушный транспорт предоставляет услуги по грузовым коммерческим авиаперевозкам, к примеру, по системе Cargo. Однако немалый объем занимают почтовые и курьерские отправления.
Для понимания разницы между почтовыми и международными курьерскими отправлениями поясним. МКО - это специализированный груз, который согласно закону, проходит таможенный контроль.
Если груз заявляется отправителем и квалифицирован как для «личного пользования», то при соблюдении определенных условий (пределы по весу, а также цене в 1000 долларов США в течение одного квартала) он выпускается без уплаты таможенных платежей.
Если же, заявленный груз МКО превышает ценовой лимит в 1000 долларов и в итоге при таможенном осмотре определяется как «коммерческий груз», то есть предназначенный для последующей продажи, то в этом случае он подлежит уплате всех таможенных платежей в соответствии с действующим законодательством.
Иначе говоря, получатель оплачивает пошлину только с той части суммы, которая выходит за пределы 1000 у.е. в квартал (например, за товар на сумму 1200 у.е. получатель должен будет оплатить пошлину только с 200 у.е.).
В настоящее время международными курьерскими отправлениями в Узбекистане занимаются порядка 120 компаний. Сфера электронной коммерции и услуг, завоевавшая почти весь мир, в перспективе позволит говорить о новых возможностях для страны в плане увеличения объемов и географии не только импорта товаров народного потребления, но и экспорта отечественной продукции.
Поэтому сейчас, еще на этапе развития этого направления, важно создать действительно прозрачные условия и четко определить правила для всех участников: как для работников этой масштабной сферы услуг, так и непосредственно для проверяющих органов.
При этом, для обработки грузов должна быть готова соответствующая инфраструктура в виде технического оснащения таможенных складов и постов с целью оптимизации прохождения таможенного досмотра, а также минимизации рисков провоза в страну запрещенных товаров.
Наличие сканеров, видеокамер, компьютеров, объединенных в одну сеть и передающих информацию на единый сервер ГТК, должны стать предупреждающей мерой коррупционной составляющей и неправомерных действий, как со стороны сотрудников таможенных органов, так и со стороны отправителей, курьеров и получателей МКО.
В Узбекистане таможенная обработка международных курьерских и почтовых отправлений осуществляется в специальных таможенных зонах. Одна зона находится на территории Центрального северного вокзала, обрабатывающая грузы, проходящие через «Узбекистон почтаси».
А другая на таможенном посту «Главпочтамт» ВЭД, который с февраля 2016 года базируется на «CPT-pochta», где обрабатываются МКО, прибывающие посредством авиасообщений и автотранспорта.
До недавнего времени, с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года, таможенная обработка МКО проводилась также и на территории аэропорта «Навои», куда в августе 2018 года с целью разгрузки мощностей столичного аэропорта и поддержки статуса аэропорта «Навои» как логистического хаба были переведены регулярные рейсы авиакомпании Turkish Airlines.
А Турция, как известно, является одним из главных источников, откуда мелкие предприниматели доставляют товары народного потребления, одежду и другие изделия домашнего обихода.
На территории аэропорта располагается крупный международный интермодальный центр логистики (МИЦЛ) «Навои», с грузовым карго-терминалом площадью 1 га, где производится таможенное оформление коммерческих грузов. В сентябре прошлого года здесь был выделен участок в 300 кв. метров для таможенной обработки МКО.
На территории карго-терминала администрация аэропорта «Навои» не разрешила проводить съемки, но причины временной приостановки работы таможенного поста, удалось выяснить у его руководителя Жасура Ишонкулова: «В сентябре этого года работу таможенного поста временно приостановили в связи с тем, что дирекция аэропорта «Навои» не смогла обеспечить до настоящего времени надлежащих условий для работы по контролю и оформлению международных почтовых и курьерских отправлений, хотя вопрос об этом был поставлен в апреле 2018 года, когда был обнародован Указ президента РУ (№УП-5414) «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы РУ». Поэтому временно, весь международный курьерский груз, прибывающий в аэропорт «Навои» из Турции, пломбируется и под контролем перенаправляется наземным транспортом в Ташкент для прохождения обязательного таможенного досмотра».
Возникшее, скажем так, недопонимание между администрацией аэропорта и таможенными органами рассматривала специальная комиссия в составе ответственных представителей Государственного таможенного комитета РУ, НАК «Узбекистон хаво йуллари», Мининфокома, АО «Узбекистон почтаси», УГТК по Навоийской области и дирекции МИЦЛ «Навои», после чего вынесла свое заключение, отраженное в протоколе.
В документе было обозначено, что в терминале отсутствует отдельная изолированная площадь для проведения таможенного контроля, обработки и оформления МКО, не оборудованы отдельные места для хранения грузов, временно приостановленных таможней (в связи начислением платежей или неимением у курьеров необходимых разрешительных документов). Также руководитель таможни указал, что во многих местах терминала «Навои» протекает крыша, в том числе в месте, где установлен рентген-аппарат, что может привести к порче дорогостоящего оборудования.
По словам Жасура Ишонкулова, таможенники направляли официальные письма на имя директора аэропорта «Навои» о том, что товары граждан остаются под дождем, от них поступают жалобы. По его словам, по состоянию на сентябрь 2019 года, никаких мер предпринято не было. «Кроме того, есть еще несколько важных моментов. У нас нет возможности закрыть зону таможенного контроля от посторонних, так как нет отдельного помещения. Например, должны были быть сделаны отдельные ячейки. Да, с недавнего времени установлены ширмы-перегородки, но это должна быть по-настоящему стерильная зона, где не может быть «лишнего» груза. Это здание изначально не было построено для таможенного оформления, здесь одновременно находятся товары и импорта, и экспорта, то есть, для коммерческих и крупногабаритных грузов. Также, согласно Постановлению Президента РУ №УП-5582 от 24 ноября 2018 года, в пунктах приема грузов необходимо наличие онлайн-сопровождения МКО, специальных камер и бесперебойной интернет-сети с возможностью подключения к центральному аппарату ГТК. Аэропорт не сделал этого, условия так и не были соблюдены».
Тем не менее, как он отметил, во время таможенного досмотра даже в таких сложных для работы условиях за год было зафиксировано около 40 правонарушений: контрафактная продукция на 185 миллионов сумов.
В свою очередь, директор аэропорта «Навои» Тимур Бабаев, отвечая на вопрос о том, как и когда будут реализованы все предписания таможенного комитета, не смог дать четкого ответа о сроках исполнения и о полном размере необходимых для этого инвестиций.
«Мы знаем приблизительный бюджет, примерно 300 миллионов сумов на камеры и 250 миллионов сумов на оградительные решетки. Но вы же понимаете, что зимой я крышу ремонтировать не буду. Если мы работу начнем, условно, в марте, мы за два месяца эти вопросы закроем. Мелочевки мы практически на 90% устранили. Группы специалистов изучили нашу территорию, и главным условием была - стерильность. Но нужно понимать, что это в первую очередь грузовой терминал. В неделю к нам приходит от двухсот до трехсот тонн груза, треть из них – курьерские отправления. Наш терминал по условиям пожарной, технической безопасности считается грузовым складом. В кратчайшие сроки мы все исправим», – ответил Тимур Бабаев.
Поскольку, по мнению таможенников, условия в аэропорту «Навои» не отвечают их требованиям, а грузы продолжают поступать в больших объемах из Турции, было решено весь товар оперативно, до наступления сезона дождей, переводить в Ташкент, на территорию таможенного поста «Главпочтамт» ВЭД, оборудованного по всем правилам таможенного досмотра.
О том, какое влияние оказывает несоответствие должных условий для таможенного досмотра, можно судить по статистике, которую привел начальник таможенного поста «Главпочтамт» Шерзод Бакиев: «Касательно курьерских отправлений из Навои: только за 15 дней после перенаправления груза для таможенного досмотра в Ташкент, было зафиксировано 13 случаев незадекларированных грузов, конфискован контрабандный и запрещенный товар на сумму 86 миллионов сумов, взысканы платежи в размере свыше 700 миллионов сумов. Также на нашем складе временного хранения, до выяснения обстоятельств или уплаты владельцами таможенных пошлин, приостановлено около 25 тонн груза».
Нарушения выявляются в ходе таможенной проверки, когда таможенники фиксируют факты перемещения коммерческих грузов под видом почтовых курьерских отправлений «для личного пользования», но на самом деле, коробки упакованы изделиями, превышающими норму в 1000 долларов США в квартал.
«При этом, все эти посылки были адресованы на разных граждан, и стоимость каждой была явно заниженной. В ходе выяснения обстоятельств были опрошены все получатели и выяснилось, что отношения к данным посылкам они не имеют. В тоже время было установлено, что эти граждане ранее находились на территории Турции и отдыхали в одной и той же гостинице, в связи с чем возникло предположение, что отправители груза воспользовались паспортами граждан без их ведома. Дело было передано в прокуратуру, возбуждено уголовное дело» - рассказал Шерзод Бакиев.
Также начальник поста «Главпочтамт» пояснил, что для предварительного достоверного декларирования МКО существует электронная система обработки международных курьерских отправлений. Курьеры вносят данные, включающие описание содержимого посылок, поступающих в адрес физических лиц, их общую стоимость, имя, фамилию, адрес и паспортные данные отправителя и получателя. Если в адрес одного и того же физического лица в течение квартала поступают товары стоимостью, превышающей установленную норму, программа автоматически об этом сигнализирует.
«Благодаря данной системе мы сопоставляем и выявляем факты умышленного занижения таможенной стоимости, после чего принимаются соответствующие меры, а именно усиливается досмотр по отношения к конкретным лицам, – сообщил Бакиев. – Мы бы хотели обратить внимание, что в ближайшее время система данных Государственного таможенного комитета будет синхронизирована с аналогичной системой Государственного налогового комитета. Впоследствии информация о гражданах, которые в целях дополнительного заработка участвуют в контрабандных схемах и предоставляют свои паспортные данные для получения партий коммерческого груза, поступит в налоговую службу, и они будут вынуждены платить налоговые отчисления согласно законодательству».
Необходимость отлаженной системы таможенного контроля в этой сфере очевидна. Кроме «коммерческих грузов», оправленных под видом посылок для личного пользования во избежание уплаты пошлин, также имеют место случаи с провозом запрещенных, в том числе наркотических веществ, и многого другого.
Чтобы не допускать в будущем возникновения проблемных ситуаций, таможенники обращаются к предпринимателям, отправляющих МКО, во избежание конфликтных ситуаций с законом, указывать реальную стоимость посылки, заплатить пошлину за сверхнормативную сумму и в этом случае таможня даст «добро».
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
Источник: https://nuz.uz/ekonomika-i-finansy/43843-zaplatite-dengi-i-tamozhnya-dast-dobro.html
Фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:TASHKENT_AIRPORT.1_-_panoramio.jpg