Согласно отчету, Global Brand Counterfeiting Report, общий объем подделок в мире в 2020 году составил 1,82 триллиона долларов США.
Производство и оборот контрафактных товаров, охвативших весь мир в последнее время, представляют собой серьезную угрозу здоровью и безопасности людей. Спрос на нелегальную продукцию связан с падением доходов населения и введением ограничений для бизнеса в период пандемии. Основными источниками контрафакта стали оптовые и розничные рынки, социальные сети и интернет-магазины, передает информационно-аналитический портал Матрица.kz.
Каким рискам подвержены потребители контрафактной продукции в вопросах здоровья и безопасности, рассказала Бахыт Туменова, эксперт в области общественного здравоохранения и глава Национальной Ассоциации «Денсаулык» по снижению факторов риска неинфекционных заболеваний.
Самыми опасными поддельными продуктами являются продукты, предназначенные для употребления внутрь, или для нанесения на кожу, такие как лекарства, алкоголь, табак, а также косметика и парфюмерия.
По оценке Всемирной организации здравоохранения, на мировом рынке лекарственных препаратов от 4% до 7% подделок. Серьезность проблемы в том, что подделывают чаще всего самые ходовые лекарства в среднем ценовом сегменте. Подделка может оказаться просто «пустышкой», то есть лекарством, где количество действующего вещества может быть ниже необходимой нормы или его вообще может не быть. Бывают случаи, когда покупателю в руки попадет фальсификат с измененным составом или технологией производства, где действующие вещества заменены на более дешевые аналоги. А это прямая угроза здоровью и жизни людей.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, косметика входит в пятерку крупнейших производимых контрафактных товаров и производится без соблюдения санитарно-гигиенических норм и государственных стандартов. Следовательно, в продукции, произведенной и упакованной в нестерильных условиях могут обнаружиться бактерии, вирусы, а также такие опасные вещества как мышьяк, ртуть и медь.
Стремительный рост контрафактной продукции показывают такие сегменты рынка как табачная и алкогольная индустрии.
Употребление алкоголя уже является причиной многих болезней, не говоря уже о том, что употребление контрафактного алкоголя заканчивается тяжелыми заболеваниями, которые могут привести к преждевременной смерти. С табаком ситуация еще сложнее, с 1 июля 2021 года в Казахстане вступил в силу запрет открытой выкладки сигарет в магазинах розничной торговли, как инструмент снижения интереса к курению со стороны потребителей. Но как показывает практика любые запреты, как инструмент воспитания населения не работают, а наоборот способствуют распространению контрафактной продукции.
Здесь нужно понимать, что люди, сознательно употребляющие алкоголь и табак, как правило, очень трудно расстаются с вредными привычками. Применяя подход снижения вреда, который успешно работает в мире, мы можем предложить им менее вредную альтернативу. В данной ситуации никотинсодержащая продукция является менее рисковой и используется как инструмент снижения вреда.
К сожалению, мы все чаще стали сталкиваться с тем, что на рынке обращается огромное количество небезопасной никотинсодержащей продукции, состав которой неизвестен. Проблему могли бы решить жесткие требования безопасности к никотинсодержащей продукции. Но в Казахстане до сих пор нет законодательных механизмов регулирования этого рынка, а значит опасность здоровью и жизни людей до сих пор сохраняется.
Состояние здоровья населения составляет экономический, трудовой и культурный потенциал общества, отражает социально-экономическое и гигиеническое состояние страны. Это означает, что особое внимание необходимо уделять совершенствованию действующего законодательства, и вести более эффективную борьбу с недоброкачественной и контрафактной продукцией.