Некоторые отечественные предприниматели усматривают в этих действиях попытку выдавить их продукцию с рынка соседней страны
За полгода Россельхознадзор ограничил ввоз товаров 16 казахстанских компаний. Добиться снятия санкций удалось только двум из них.
Под прессом Россельхознадзора
Североказахстанский бизнесмен Геннадий Зенченко, занимающийся производством молочной продукции, в августе 2019 года выступил с резким заявлением. На заседании регионального совета по экспорту он заявил, что никаких запретов для зарубежных экспортеров в РК практически нет, тогда как казахстанским предпринимателям крайне сложно выйти на российский рынок.
«Мы торгуем в Омске через «Казмолторг», год уже работаем, увеличения объема нет. Работали с Курганом: поставляли до 13 тонн молочной продукции. Сегодня объемы упали до трех тонн. На полках российских магазинов вы нашей продукции не увидите, потому что их новый губернатор открыто сказал: зачем нам ваш товар на полках? Хотя людям нравится наша продукция – и в Кургане, и в Омске», – отметил генеральный директор коммандитного товарищества «Зенченко и К».
А уже в сентябре предприниматель заявил, что покидает рынок соседней страны. Этому предшествовал скандал: в продукции «Зенченко и К» якобы нашли кишечную палочку. На предприятии с этим обвинением не согласились. Там считают, что причиной нападок на бренд стала его популярность среди местных покупателей. Североказахстанские молочники называют эту ситуацию проявлением недобросовестной конкуренции. Отмечают, что, когда «Зенченко и К» несколько лет назад пришел в Курган, объем производства работающих там молокоперерабатывающих компаний сократился едва ли не вполовину.
За минувшие полгода не только Геннадий Зенченко столкнулся с такими проблемами. Россельхознадзор выставил ограничения на реализацию товаров 16 казахстанских предприятий. Добиться снятия санкций удалось только двум, отмечается в распространенном НПП «Атамекен» сообщении. Под пресс попали предприниматели и из другой страны Евразийского экономического союза – Беларуси. На ввоз продукции 37 молочных компаний также введены ограничения.
Пока скандал с продукцией Геннадия Зенченко в РФ набирал обороты, россияне ввели у себя режим усиленного лабораторного контроля в отношении других казахстанских брендов. Как в начале прошлого месяца сообщало РИА «Новости», контролю будет подвержена продукция ТОО «Вest Milk», ТОО «SMAK-PV» и ТОО «Сервисно-заготовительный центр «Арал». Причина – выявленные несоответствия качеству в сливочном масле, мясных полуфабрикатах и рыбе. На конец сентября текущего года только по Оренбургской области не допущено к ввозу свыше 145 тонн продукции из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.
Между качеством и количеством
Между тем продукцию из РФ легко найти на прилавках казахстанских супермаркетов. И в цене местным товарам она составляет серьезную конкуренцию. Для сравнения: сервелат российского производства в магазинах СКО стоит в среднем от 900 до 1,2 тыс. тенге, тогда как аналогичный местный продукт – от 1,2 тыс. тенге.
Возможно, ценовое преимущество и позволяет россиянам уверенно держать позиции на казахстанском рынке. Но насколько можно доверять качеству импорта? Казахстанские эксперты санитарной службы ссылаются на собственные исследования: за восемь месяцев 2019 года на территории СКО был проведен закуп в 177 магазинах. Были исследованы 3,1 тыс. образцов пищевой продукции и товаров промышленной группы. Главный критерий оценки – соответствие требованиям технических регламентов ЕАЭС. 18,4% исследованных образцов имели отклонения. Большая часть из них доставлена из Российской Федерации – 51% и из КНР – 14%. Нарушения выявлены как в составе продуктов, так и по другим статьям.
В говяжьей тушенке и даже в продукции халал при исследованиях находят ДНК свинины. В каждой третьей пробе молочных продуктов обнаруживают ненатуральные жировые компоненты. Об этом рассказала во время заседания по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии и. о. руководителя департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг по СКО Татьяна Горлова.
«Были выявлены факты фальсификации продукции. В молочных продуктах обнаружено несоответствие жирно-кислотного состава – в шести пробах из 18 исследованных. Фактически под видом сливочного масла реализуют спреды, которые в комплексе содержат пальмовое масло», – отметила г-жа Горлова.
По ее словам, такие нарушения выявлены в трех образцах российской продукции. А также в масле «Крестьянское» с 72% жирности торговой марки President, производитель – Франция.
Впрочем, не только зарубежные компании оказались в списке нарушителей. В него попало и североказахстанское предприятие. С перечнем нестандартной продукции и выпускающих ее фирм, которые неоднократно замечались в производстве фальсификата, можно ознакомиться на официальном сайте Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг.
Особое внимание
Между тем президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая 17 сентября на заседании по развитию сельского хозяйства в СКО, поручил правительству уделить особое внимание надзору над качеством завозной продукции.
«Необходимо наладить жесткий контроль. Ну как так: мы сами не можем пробиться на зарубежные рынки близлежащих государств, но при этом принимаем огромное количество контрафакта. Я считаю, что это преступное бездействие», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
По данным статистиков, в январе – июле текущего года взаимная торговля Северо-Казахстанской области со странами Евразийского экономического союза составила $198,1 млн, что на 8,1% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Доля импорта – $167,9, а экспорта – $30,2 млн. Наибольший удельный вес в общем объеме внешнеторгового оборота СКО со странами ЕАЭС занимает Российская Федерация – 96,1%. На Республику Беларусь приходится 2,9%, на Кыргызскую Республику – 1,1%.
Фото: Igor Ovsyannykov с сайта Pixabay